Бензопила (цепная бензиновая пила) – инструмент с самой широкой областью применения: от вырубки леса и любого строительства, до заготовки дров и обрезки сучков. В силу своей универсальности она широко используется для ухода за садом. Кроме того, с помощью бензопилы можно резать не только древесину, но и другие материалы, например, пористый бетон или пластиковые трубы.
Устройство
Двухтактный двигатель бензопилы - характеризуется мощностью и объемом, которые свидетельствуют о производительности инструмента (скорость пиления). Но с увеличением этих показателей, бензопила становится тяжелее. Среди профессиональных моделей встречаются инструменты с невысокой мощностью (от 2 кВт), но с низким весом и способные к непрерывной работе. Двигатели могут отличаться способом организации системы топливных каналов. Открытые каналы — экономичный вариант. Закрытые каналы более эффективны, повышают мощность. Пильная гарнитура - шина, цепь, ведущее цепное колесо.
Важные характеристики
Виды
ХарактеристикиТипы пил |
Бытовые |
Полупрофессиональные |
Профессиональные |
|
Мощность |
Лошадиные силы (л.с.) |
до 2,6 л.с. |
от 1,2 до 4 л.с. |
от 2,5 до 7 л.с. |
кВт |
до 1,47 кВт |
от 0,74 до 2,94 кВт |
от 2,94 до 6 кВт |
|
Объем двигателя |
до 40 куб. см |
До 60 куб.см |
До 121 куб.см |
|
Ресурс работы |
В день |
40 минут |
8-10 часов |
10-16 часов (в рабочем режиме – до 8 часов без остановки) |
По двигателю |
500-1000 часов |
1000-1500 моточасов |
1500-2000 моточасов |
|
Шаг цепи |
0,325 дюйма и 3/8 |
0,325 дюйма и 3/8 |
3/8 и 0,404 дюйма |
|
Длина шины |
30-45 см |
38-45 см |
30-100 см |
Объемы двигателя, топливного бака и емкости для масла
Размеры и вместимость двигателя непосредственно влияют на саму мощность пилы, чем он больше, тем больше выделяется энергии для движения поршня. Объем также указывает, какой расход топлива производит пила за определенное время. Стоит учитывать, что если объем двигателя не соответствует мощности пилы, это уменьшает ее ресурс работы, за счет неэффективности использования.
Объем бака для топливной смеси бывает от 0,3 до 1 литра. В соответствии с этим бак для масла в 1,5-2 раза меньше. Такая разница в объемах помогает при полной нагрузке на инструмент расходовать топливную смесь и масло практически с одинаковой скоростью (около 30-50 минут).
У пил бытового класса объем двигателя достигает 40 куб.см, это 1,5-2 часа без дозаправки. Полупрофессиональные пилы, способные работать по 8 часов имеют движок объемом до 60 куб.см, а профессиональные до 121 куб.см. Модели с большим объемом дополнительно оснащаются элементами облегчения запуска.
Мощность
Чем больше объем двигателя, тем мощнее пила, а, значит, и более производительная. От мощности зависят скорость и интенсивность распила. Измеряется этот показатель в «лошадиных силах» или в кВт (1л.с. = 0,735 кВт). В зависимости от мощности пилы делятся на классы и сферы применения.
Бензопилы, обладающие высокой мощностью, требуют дополнительных физических усилий во время работы и знания техники безопасного использования, так как управлять подобным инструментом достаточно сложно. Мощность оборудования может снижаться из-за естественного износа компонентов, использования некачественной топливной смеси и неправильно подобранной пильной гарнитуры.
Вес
Номинально, вес пилы - это сумма веса двигателя и корпуса с рукоятками. Зная вес, также можно составить представление о функциональной принадлежности оборудования:
Фактически, мастер при использовании бензопилы испытывает нагрузку не только этих элементов, но также и веса пильной гарнитуры, полностью заполненных баков для топлива и масла. Поэтому в случае, если небольшая масса является важным критерием, стоит отдать предпочтение бытовым и одноручным пилам – они легче остальных.Этот параметр становится решающим при выборе инструмента для кронирования – срезания верхних ветвей и по всей кроне дерева. Тяжелая бензопила в этом случае не только не эффективна, но еще и опасна – маневренность невысокая, а масса и вибрация мощного двигателя быстро приведут к усталости мастера, ее трудно удерживать на весу и совершенно не возможно делать это одной рукой. Поэтому для данного типа работ и рекомендуют специализированный, облегченный инструмент.
Также следует учитывать, что людям, которым противопоказаны интенсивные физические нагрузки, не рекомендуется использование бензопил, вес которых превышает 5 кг.
Для работы профессиональным инструментом нужна хорошая физическая подготовка, т.к. для подобных пил по технике безопасности не предусмотрено ременное крепление из-за большого риска в случае непредвиденных осложнений в работе (падение дерева, например). Оператор должен успеть отпустить инструмент, а не освобождаться от него.
Зубчатый упор облегчает управление на профессиональных пилах. Он располагается на корпусе рядом с пильной шиной, поэтому, когда этот элемент упирается в ствол дерева, пилу легче удерживать - она уже находится не на весу.
Длина шины
Шина представляет собой одну из основных частей пильного аппарата. Она является опорой для цепи и каналом ее смазки (за счет движения хвостовиков цепи в пазах, во время работы).
Важная характеристик шины – это длина. Именно она определяет максимальную толщину ствола, которую может распилить инструмент. Чем длиннее шина, тем больше глубина реза.
Как правило, все производители в характеристиках пилы указывают максимальную длину шины. Если же на компактную пилу установить шину больше допустимой, то из-за нехватки мощности передвижение цепи по ней будет дополнительной нагрузкой для двигателя . Так вся пильная гарнитура значительно быстрее износится и увеличится расход топлива.
Бензопилы с короткими и стандартными (30-40 см) шинами чаще встречаются в бытовом классе, а для профессиональных возможна длина от 45 см до 1 метра. При этом стоит учитывать также и то, что при увеличении длины шины возрастает сила отдачи при сопротивлении материала.
Шаг цепи
Пильная цепь является частью пильного аппарата. Состоит из скрепленных заклепками звеньев (зубьев). Ее параметры - шаг цепи, высота профиля, толщина ведущего звена и глубина реза. Среди них основным является шаг цепи - это расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками на цепи, деленное на 2.
Цепи делятся на пять групп, в зависимости от размера шага:
14 дюйма (6,35 мм)
Редко используемые в России миниатюрные цепочки. Они устанавливаются на маломощные одноручные пилы.
0,325 дюйма (8,25 мм) и 38 дюйма (9,3 мм)
С таким шагом идут низкопрофильные цепи. Более 80 % пил, производимых во всем мире, комплектуются с подобными цепями. Так же, они являются наиболее безопасными для неопытных пользователей за счет невысокой вероятности обратного удара и низкого уровня вибрации во время работы.
0,404 дюйма (10,26 мм) и 34 дюйма (19,05 мм)
Такой шаг отличает цепь с повышенной производительностью, обладающую крупными звеньями. Эти цепи используются на харвестерном оборудовании и мощных валочных пилах. Большой шаг, за счет этого и более большой слой, снимаемый за один проход, но, соответственно, и сопротивление обрабатываемого материала тоже больше.
Наличие антивибрационной системы
В первую очередь, применение такой системы необходимо на профессиональных моделях бензопил, т.к. длительная работа с мощным вибрирующим инструментом достаточно пагубно сказывается на суставах и может привести к серьезным последствиям.
Самым простым ее видом является набор резиновых прокладок, расположенных между рукоятками и корпусом. Впрочем, подобная антивибрационная система практически не применяется в современных бензопилах. Как правило, реализован принцип "двух масс": блок двигателя отделен от блока рукояток и топливного бака.
Зависимость ударов элементов цепи о материал: меньше шаг - меньше снимаемый слой за один проход, соответственно, и сопротивление древесины тоже меньше. В итоге – уровень вибрации естественным образом снижается.
В случае отсутствия нормальной антивибрационной системы в инструменте, несколько лет работы им может привести к печальным последствиям, начиная от нарушения кровообращения в руках и заканчивая более серьезными заболеваниями. Однако, на некоторых бытовых бензопилах антивибрационная система не предусмотрена. Ее отсутствие объясняется, во-первых, непродолжительностью пользования инструментов, а во-вторых, тем, что они не развивают высокой мощности и цепи на них с меньшим шагом.
Скорость реза
Приобретая бензопилу, покупатели зачастую задают вопрос о скорости распиловки древесины конкретным экземпляром цепной пилы (например, нужно ли "давить" на весь инструмент при работе). Отвечаем: в первую очередь это зависит от состояния пильной гарнитуры и, в частности, цепи. При работе тупой цепью не только будет низкая эффективность распиловки, но и повышается вероятность выхода пилы из строя, так как нагрузка на двигатель увеличивается. Поэтому при профессиональном использовании рекомендуется регулярно "править" цепь (например, в конце рабочего дня). Кроме того, немалый вклад в производительность вносит и форма режущего зуба и шаг цепи.
Некоторые производители указывают скорость реза в паспорте товара. Однако, всегда необходимо помнить о том, что подобные данные весьма условны, так как невозможно просчитать все варианты реза при сопротивлении всех имеющихся материалов. Но не вызывает сомнений, что, информируя нас о подобных показателях, производитель тем самым берет на себя ответственность об уровне работы оборудования. И, зная скорость реза, можно рассчитывать, что ваша бензопила способна на подобное без угрозы ее целостности.
Установка воздушного фильтра
Смысл наличия воздушного фильтра в бензопилах заключается в том, что он удерживает пыль, опилки и иные мелкие частицы от попадания в двигатель и ходовые части. Система защиты в этом случае двусоставная: первым барьером станет крыльчатка, закрепленная на валу мотора, а последующим – сам воздушный фильтр, капроновый или фетровый. Этот элемент удерживает большинство загрязнителей, в процессе техобслуживания легко моется или заменяется. Также может быть пропитан специальными маслами, повышающими коэффициент улавливания микрочастиц и предотвращая их «цементирование».
Тормоз цепи
Данная функция является прямой необходимостью, исходящей из особенностей работы бензопилы: при «обратном ударе» или случайном разрыве цепи, оператору может быть нанесен непоправимый вред. Поэтому лучшим решением в этом случае является остановка цепи. Она происходит посредством механизма, который активизируется за счет щитка бензопилы. Если в него упирается рука пильщика, то посредством рычага усилие передается на тормоз и цепь блокируется. Это может произойти и автоматически.
Первый запуск
После покупки пилы, дабы убедиться в ее работоспособности, нет необходимости сразу дергать за стартер и заводить ее. Сначала хорошо закрепите пильную гарнитуру– звездочку, шину, цепь. При помощи двух шпилек следует присоединить шину, затем надеть цепь. При надевании важно следить за направлением ее движения - если на пилу смотреть сверху, то цепь идёт от оператора. Только так, в случае если она порвётся, отрезок цепи направит ее в сторону от оператора, в крайнем случае, её задержит уловитель цепи и защитит щиток задней рукояти. Так же следует отрегулировать ее натяжение (при приподнимании цепи из паза должен выходить только один зуб хвостовика цепи).
После проверки необходимо сделать обкатку инструмента. Делается это исключительно на малых оборотах, но, ни в коем случае, не на холостых (!) – иначе это приводит к перегреву поршневой группы. Занимает обкатка примерно 40-50 минут. За это время топливный бак успевает опустеть полностью.
По окончании работ, мотор глушится и снова оценивается натяжение цепи. Повторно запустив пилу, следует сделать несколько пропилов, чтобы пила поработала не на холостых оборотах, но и не на пределе мощности. И только закончив всю процедуру, можно приступать к активному использованию инструмента.
Также стоит проводить небольшую обкатку каждой новой пильной гарнитуры. Цель – хорошее распределение масла и предварительный разогрев всех ее элементов.
В штатном режиме
Первое, что всегда необходимо делать перед запуском пилы – проверять пильную гарнитуру и фильтр, и производить заправку топливного и масляного баков. Когда это сделано, можно приступать непосредственно к самому запуску.
На некоторых пилах стоят дополнительные системы запуска, такие как декомпрессор, снижающий усилие при запуске почти на 70%, праймер – топливоподкачивающий насос, пружина в стартере, преобразующая рывок «шнурка» в возвратнообратное действие.
«Холодный» запуск
«Горячий» запуск
Единственное различие с «холодным» - воздушная заслонка открыта.
Необходимо учитывать, что при низких температурах эксплуатация пилы несколько изменяется. Заводить двигатель становится сложнее. Если после первых признаков завода, работая строго по инструкции, открыть воздушную заслонку – пила попросту заглохнет из-за плохой испаряемости бензина. Тогда мотор требует прогрева на подсосе. Но стоит помнить, что при таком заводе велика вероятность залить свечу, и это повлечет за собой необходимость ее выкручивания и чистки.
Пила является травмоопасным инструментом, поэтому перед ее использованием необходимо очень хорошо изучить технику безопасности, чтобы избежать угрозы получения повреждений при работе. Всего десяток нехитрых правил помогают не только сохранить здоровье, но и оптимизировать деятельность:
При начале использования пилы для всех новичков, рекомендация одна - избегать пиления и запиливания (начала «погружения» пильной гарнитуры в древесину) концом шины.
Существует, разумеется, разница как в распиловке летней и зимней древесины, так и в ее качестве. Считается, что зимняя древесина и пилится лучше, и храниться дольше, т.к. зимой корневая система практически не функционирует, а дерево живет за счет влаги, накопленной осенью. Соответственно, отсутствует риск заражения древесины грибками и насекомыми. Плюс летнего дерева в том, что его можно спокойно пилить обычной цепью, а промерзшую зимнюю «возьмет» только цепь со специальными напайками. Такая цепь для бытовых пил не выпускается, а используется только в лесозаготовочной промышленности, где необходимо спиливать сильно промерзшие деревья при минусовой температуре.
Проблемы "обратного удара"
Самым опасным моментом в процессе эксплуатации пилы является так называемый "обратный удар" - резкий отброс инструмента в сторону оператора. Происходит он в том случае, когда самый конец пильной шины "встречается" с поверхностью обрабатываемой древесины.
Единственный способ избежать в этом случае травмы - быстрая остановка цепи. Выполняет эту задачу специальный тормоз (он называется "инерционным"), приводом для которого служит щиток, расположенный перед левой рукой оператора. Он представляет собой своеобразный рычаг, который может занимать 2 положения. Перед запуском щиток переключается в положение "ближе к руке" и тем самым "ставится на взвод". В момент обратного удара рука оператора упирается в него, и щиток срабатывает, мгновенно приводя в действие тормоз цепи. Кроме того, он может поменять положение без взаимодействия с рукой оператора, просто за счет инерции.
Другим способом избежать обратного удара является исключение опасного сектора из процесса пиления. Это делается с помощью другого специального щитка (защитного сектора), закрывающего конец пильной гарнитуры и не позволяющего инструменту "брыкаться". Впрочем, такой способ применяется гораздо реже, чем установка тормоза цепи. Более того, шведские бензопилы Husqvarna, Jonsered, бензопилы Partner сознательно не оснащаются подобными щитками.
Причина - шведские стандарты безопасности предусматривают возможность работы концом шины. Процесс валки дерева лесорубом-шведом очень напоминает резку каравая хлеба: оператор сначала "вгрызается" в дерево концом шины, а затем делает круг вокруг него. Таким способом можно свалить дерево в два раза толще, чем длина шины. У нас подобный способ разрешен лишь высококлассным вальщикам.
Для нормальной и правильной работы инструмента ему нужен обязательный и правильный уход. Он включает в себя заточку зубьев цепи, смену цепи и, по необходимости, притершейся к ней звездочки (как правило, покупают, исходят из расчета на 2 цепи 1 звездочка).
Цепь
Заточка зубьев цепи — самая распространенная операция по техническому обслуживанию бензоинструментов. Чтобы заточить цепь, снимать ее с направляющей шины не обязательно. Зубья затачивают круглым напильником попеременно, то с одной, то с другой стороны. Количество движений на каждый зуб должно быть одинаковым. Плоский напильник используют для правки ограничителя пропила садового инструмента. Это необходимо, так как разница по высоте между ограничителем пропила и верхней режущей кромкой должна оставаться неизменной. Калибр в виде металлической пластины помогает соблюдать это правило. Многие производители выпускают специальные наборы инструментов для заточки.
Цепь нужно менять, как только вы увидите, что верхняя кромка сравнялась с нанесенной на нее риской. Заменяя цепь, переверните направляющую шину, так она будет изнашиваться равномерно с обеих сторон и дольше прослужит.
Во время работы большие нагрузки испытывает звездочка цепи. Изношенная звездочка плохо зацепляется с цепью и подлежит замене. Цепь смазывается автоматически. Но подачу масла можно регулировать. Больше масла нужно при пилении сухой и твердой древесины. Для пиления влажной и мягкой древесины подачу смазывающего состава уменьшают. Также, полезно иногда по несколько минут перед работой вымачивать цепь в масле, чтобы смазать ее всю, до последней клепки.
Во время работы не забывайте проверять наличие масляной пленки. Ее отсутствие означает, что масляный бак пустой, или засорился масляный канал. В последнем случае систему смазки можно разобрать и прочистить.
Чистим, моем
Периодически нужно чистить свечу зажигания, при сильном износе ее заменяют. В обязательном порядке чистят воздушный фильтр. Но если вы заметите, что эффективность работы у цепной пилы снизилась, возможно, нужно почистить засорившийся глушитель или диск вентилятора.
После работы очищайте направляющую шину. Это стоит выполнять потому, что древесина содержит смолу, которая разогреваясь, налипает на пильный аппарат, а, остывая, может склеить его. По сути, любые инородные частицы на движущихся деталях – это ускорение износа инструмента. Периодически нужно проверять направляющий паз, так как на нем может появиться налет смолы. Промывать шину лучше керосином, для удаления смолы из паза подойдут любые подручные средства, например, отвертка.
Опилки и другой мусор могут загрязнить тормоз цепи. В этом случае его тоже очищают с помощью керосина.
Хранение бензопилы (консервация)